Преподаем: внеклассное чтение

Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности. Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. На внеклассное чтение в нашей школе выделен 1 час в неделю.

Мое видение уроков внеклассного чтения

Главным на уроках внеклассного чтения я считаю привитие детям любви к книгам и развитие навыка оценивать прочитанное. Именно поэтому на определенных этапах обучения мы с детьми пишем так много отзывов, характеристик, эссе и мини-сочинений. Я твердо убеждена в том, что книга не должна быть просто прочитана. Она должна быть прочувствована, прожита, пропущена сквозь себя, и результатом этой внутренней работы является озвученное мнение ребенка-читателя, полное и обоснованное.

В 1 классе важно заложить зерно любви к чтению. В начале своего обучения в школе дети только учатся читать. Многим этот процесс дается нелегко, а потому кажется скучным и часто вызывает протест. Поэтому на данном этапе очень важно проводить уроки внеклассного чтения творчески. Весь первый год мы с детьми читаем народные сказки. Начинаем с русских, некоторые из которых детям уже знакомы, постепенно расширяя географию и включая в уроки сказки народов мира. На каждую сказку, как правило, отводится один урок, реже два. Знакомство со сказкой, ее обсуждение проходит в школе. Домашние задания в этот период даются творческие - нарисовать иллюстрацию к сказке или выполнить аппликацию любимого героя. Некоторые сказки мы обыгрываем в нашем классном театре. Начиная с 1 класса мы ведем рабочую тетрадь. В этот период она представляет собой скорее альбом для творчества. Так дети потихоньку привыкают оставлять отзыв о прочитанном - пусть пока и в виде яркого рисунка.

Во 2 классе мы начинаем более подробно обсуждать героев и учимся давать им не только устную, но и письменную характеристику. Домашние задания часто включают в себя самостоятельное знакомство с текстом произведения. В первом полугодии 2 класса это сказки и рассказы, на которые отводится один урок; во 2 полугодии добавляются несколько большие по объему произведения, рассчитанные уже на два-три урока. На протяжение всего года отрабатывается навык пересказа по наводящим вопросам. Большое значение уделяется выразительности чтения, передаче голосом черт характера того или иного героя. В рабочей тетради дети не только делают зарисовки, но и записывают героев произведения, дают им краткую характеристику.

В 3 классе мы учимся составлять письменный отзыв о прочитанном произведении. Отзыв дети пишут сами дома после подробного обсуждения в классе. Для третьеклассников я выбираю несколько больших по объему произведений, над которыми работа ведется в течение всего года. В зависимости от общего объема текста на него может выделяться от 5 до 10 уроков. На дом дети получают задание прочитать и подготовить пересказ нескольких глав из выбранной книги. Пересказ может идти как по наводящим вопросам, так и по составленному учителем плану. Каждое прочитанное произведение заканчивается уроком обобщения, на котором оформляется рабочая тетрадь - записываются краткие характеристики героев или составляются синквейны. Дома дети выполняют иллюстрацию к книге, составляют ребусы, кроссворды, обязательно пишут отзыв. По некоторым произведениям я провожу командные игры. 

В 4 классе к написанию характеристик героев и отзывам добавляется написание эссе и мини-сочинений на заданную тему. Для четвероклассников я также выбираю несколько объемных произведений, работа над которыми может вестись от 7 до 12 уроков. К уроку дети самостоятельно читают заданные главы и готовят их пересказ. На уроке пересказ ведется по плану, составленному учителем и написанному на доске. На уроке обобщения  ведется оформление рабочей тетради, обсуждаются характеры героев и их поступки, составляются синквейны, разбираются темы для написания эссе. Дома дети иллюстрируют прочитанное, пишут мини-сочинения, эссе, отзывы. По некоторым произведениям мы проводим командные игры.

Начиная со 2 класса в конце каждого урока я провожу небольшой тест по содержанию прочитанного - он не влияет на оценку, но дает детям возможность проверить свою внимательность в процессе чтения.

Еще пара слов о рабочей тетради. Я разрешаю детям творчески подходить к ее ведению. Единственное мое требование - соблюдение структуры, базового плана работы над каждым произведением. В остальном дети вольны вести свою тетрадь, как им хочется. Я поощряю вклеивание листов с рисунками. Бывает, что ребенок любит рисовать на альбомном листе, а тетрадь у него разлинована в клетку или линейку. Не беда! Можно нарисовать иллюстрацию отдельно, а потом вклеить в тетрадь. Или, например, ученик захотел выписать какие-то реплики персонажей или цитату - почему нет? Я только за!     

0