3 класс,  Великие русские писатели,  Детям о детях,  Учимся: литературное чтение,  Художественная литература

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ — ПРЫЖОК

Отгадайте загадку

По количеству гримас
Эти звери вроде нас.
Мы глядим на них, хохочем,
Потому что любим очень.

Проверить

Прочитаем рассказ

   Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

   Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

   Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

   — Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

   Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

   Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

   Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

   Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

   В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

   Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

   Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Словарик

Расходиться - раззадориться, слишком сильно кривляться.

Мачта - высокий столб для парусов на корабле.

Разобрал задор - испытывать нетерпение, сильные чувства.

Аршин - старорусская мера длины, равная 71 см.

Выборочное чтение

Найди в тексте ответы на вопросы.
1. Куда возвращался корабль?
2. Кто вертелся посреди народа?
3. Как обезьяна всех забавляла?
4. Что забрала обезьяна у капитанского сына?
5. Какие чувства при этом испытал мальчик?
6. Как обезьяна дразнила мальчика?
7. Что закричал ей мальчик?
8. Что сделала обезьяна на самом верху?
9. Почему нельзя было достать шляпу?
10. Что чувствовал мальчик?
11. Когда все замерли от страха?
12. Почему все так сильно испугались за жизнь мальчика?
13. Что в это время делал отец мальчика?
14. Что он закричал сыну?
15. Как тело мальчика упало в море?
16. Как мальчика достали из воды?
17. Что сделал капитан?

Обсудим рассказ

  1. Случайно ли мальчик залез на мачту или здесь сыграли роль какие-то черты его характера? Какие?
  2. Какой эпизод в рассказе говорит о смелости мальчика? О его обидчивости? О самоуверенности?
  3. Почему отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика внезапно изменилось?
  4. В какой момент это произошло?
  5. Почему капитан заплакал, когда его сына спасли?
  6. Чему учит этот рассказ?
  7. Чем этот рассказ похож на рассказ "Акула"?

Рассказ Толстого "Прыжок" - очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана - любящего отца - предотвратили трагедию.  Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой "Прыжок". Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Составляем план

Раздели текст на части. Внимательно прочитай каждую часть. Подумай, что в ней самое главное. Озаглавь каждую часть.

  1. Корабль идет домой.
  2. Большая обезьяна.
  3. Обезьяна ворует шляпу.
  4.  Противостояние обезьяны и мальчика.
  5. Страх мальчика и народа.
  6. Приказ отца.
  7. Мальчик в море.
  8. Слезы отца.

Домашнее задание

Подготовь пересказ.
0

Добавить комментарий