3 класс,  Великие русские писатели,  Детям о детях,  Учимся: литературное чтение,  Художественная литература

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ — АКУЛА

Отгадайте загадку

В рот этой рыбе палец не клади,

Смотри, за борт ты к ней не упади,

Ведь эта хищница в один присест

Тебя возьмёт и просто съест.

Проверить

Рассказ "Акула" Л.Н. Толстого посвящен эпизоду купания моряков около берегов Африки, когда их корабль стоял там на якоре.

Интересное обстоятельство отмечает автор по поводу таких купаний – наши моряки, находясь в таких водах, оказывается, спускали парус в воду, чтобы устроить в нем маленький бассейн.

Очевидно, что это делалось для безопасности экипажа, и говорит о том, что встречи с этим хищником для русских моряков не были большой редкостью.

Прочитаем рассказ

   Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
   Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
   На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
   Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
   Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
   Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:
   — Не выдавай! Понатужься!
   Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.
   — Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист.
   Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
   Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
   Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
   Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
   Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
   Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
   Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
   Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
   Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
   По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Словарик

Сахара - пустыня в Африке.

Бочонок - указывает место, где брошен якорь.

Артиллерист - военный артиллерии, стрелок из огнестрельного оружия.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов.

Выборочное чтение

Найди в тексте ответы на вопросы.
1. Где стоял корабль?
2. Какая погода была в тот день?
3. Как была устроена купальня?
4. Как плавали мальчики?
5. Кто предупредил всех о приближении акулы?
6. Что крикнул артиллерист мальчикам?
7. Какие чувства испытывал артиллерист, видя, как акула плывет к детям?
8. Как отреагировали мальчики на приближение акулы?
9. Как действовал артиллерист?
10. Что случилось с артиллеристом после выстрела?
11. Что увидел артиллерист, когда пришел в себя?

Обсудим рассказ

  1. Почему мальчики оказались в открытом море?
  2. Как вначале отнесся к забавам мальчиков старый артиллерист?
  3. В какой момент его охватил страх? Какое выражение использует автор, чтобы передать страх отца?
  4. Почему с мальчиками произошла беда, едва не обернувшаяся трагедией?
  5.  Какое качество характера помогло старому артиллеристу спасти мальчиков?
  6. Почему Толстой назвал свой рассказ "Акула"? Какие еще названия можно было бы подобрать?
  7. Чему учит этот рассказ?

Составляем план

Раздели текст на части. Внимательно прочитай каждую часть. Подумай, что в ней самое главное. Озаглавь каждую часть.

  1. Остановка у берегов Африки.
  2. Купание в парусе.
  3. Мальчики плавают наперегонки.
  4. Появление акулы.
  5.  Страх мальчиков.
  6. Страх и отчаяние отца.
  7. Выстрел из пушки.
  8. Спасение мальчиков.

Домашнее задание

Подготовь пересказ.
0

Добавить комментарий